Междометие это самостоятельная часть

Закрыть ... [X]

Тема: Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий

Цели:

1. Оргмомент

Нет ничего более интересного, чем человек. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? Каков ваш настрой? У каждого из вас есть набор фигур. Посмотрите, что обозначает каждая фигура, и поднимите нужную, их может быть и две.

А знаете ли вы, что существует часть речи, которая  помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Русский язык богат тайнами и загадками. Сегодня мы поговорим об этой, пожалуй, самой необычной части речи. А для того, чтобы назвать ее, отгадайте шараду.

Лингвистическая игра «Отгадай шараду».

1) Один из слогов существительного метеор.

2) Корень глагола ждать.

3) Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

4) Окончание глагола 1 спряжения 3 лица единственного числа настоящего времени.

5) Суффикс и окончание существительного величие.

Ответ: междометие

Итак, часть речи мы знаем. Но для того чтобы поставить перед собой учебные задачи, выясним, что нам известно и неизвестно о междометии.

2. Актуализация

На экране  вы видите отрывок из стихотворения Н. Брауна (стих. должно быть и на партах)

  Мне русская речь – вот как музыка.

  Чу! Слово звучит, поёт.

  В нем дышит душою русскою

  Создатель его – народ…

- Какое слово из этого стихотворения не войдет ни в один столбик следующей таблицы?

Слова самостоятельных частей речи

Слова служебных частей речи

- Как вы это объясните?

- Можете ли доказать, что это междометие?

- Можете ли ответить на вопрос, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи? А как пишутся повторяющиеся междометия? Ставятся ли в предложениях с междометиями какие-либо знаки?

3. Целеполагание.

Итак, ребята, я предлагаю вам поставить перед собой учебную цель, которую вы должны реализовать в течение нашего урока.

(Учащиеся проговаривают цели, которые каждый из них перед собой поставил).

 Слово учителя: цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой;  узнать правила правописания повторяющихся междометий, постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.

4.Исследовательская  работа: учащиеся делятся на 3 микрогруппы

1) Задание для 1-ой группы: выразительно прочитайте предложения. Помните: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит».

Ответьте на вопросы.

· Ах! Как красиво! (С восхищением, восторгом!)

· Ох! Как плохо! (С досадой и раздражением!)

· Ай! Не надо! (Боязливо, испуганно!)

· Эх! Пойду потанцую! (Решительно!)

· Фу! Как грязно! (С недовольством, с отвращением!)

· Увы! Все пропало! (С досадой, с раздражением!)

- Какие слова помогли выразить чувства?

- Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они?

- Можно ли к этим словам задать вопрос?

- Будут ли эти слова являться какими-либо членами предложения?

Задание для презентации результата: На основании ответов и теоретического материала составьте словарную статью «Междометие – это…».

2) Задание для 2-ой самостоятельная группы: прочитайте выразительно стихотворение. Как выделяются междометия в устной речи? А в письменной? Проанализируйте предложенное стихотворение и представьте свои выводы одноклассникам в виде схем предложений с междометиями и комментарием к ним.

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх.

Ах!

Эх, ведь как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня тоска.

Если б кто-нибудь помог!

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах, ох, эх! Ух…не вызвали!

 (Ц. Ангелов.)

[Ах, …]!

Междометия выделяются запятой, если произносятся________________

[Ох! …]

Если междометие произносится с _____________________ интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

 3) Задание для 3-ой группы: Познакомьтесь с орфограммой № 70. На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями, которые пишутся через дефис. Например, ох-ох-ох. Сделать вывод: для какой, устной или письменной речи, характерны междометия. Составить диалог.

Что за погода сегодня!

О-хо-хо!

Есть здесь кто-нибудь?

Э-ге-гей!

Вот это песня!

Ну-и-ну!

Кто говорит?

Ай-ай!

Больно!

Ой-ой-ой!

5. Представление учащимися результатов самостоятельной исследовательской  работы:

1 группа представляет междометие это самостоятельная часть результаты исследования.

Вывод учителя: мы узнали признаки междометия как части речи. Выполните небольшой тест, который проверит, насколько прочно вы усвоили материал, подготовленный 1 группой.

Какое из утверждений верно? Обведите правильный ответ, зачитайте!

 1. Междометие - это самостоятельная часть речи, которая выражает чувства, настроения или побуждения.

 2. Междометия чаще всего употребляются письменной речи, нежели в устной.

 3. Междометие - это служебная часть речи, которая выражает чувства, настроения и побуждения.

 4. Междометие - это особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения или побуждения.

 2 группа представляет результаты исследования.

Тренинг:  класс под диктовку записывает предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания.

(1 учащийся выполняет работу у доски).

Цель задания – закрепить умение ставить знаки препинания при междометии.

· Эй, садись ко мне, дружок!

· Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.

· О, я совершенно спокоен.

· Эта песня, увы, не прозвучит.

Вывод учителя: мы учились постановке знаков препинания при междометии.

3 группа представляет результаты исследования.

Тренинг:  учащиеся самостоятельно решают тестовые задания. (НАДО ПРИДУМАТЬ ЕЩЕ 3-4 ПРИМЕРА).

Цель задания – закрепить умение правильно писать междометия.

Выберите междометия, пишущиеся через дефис

1) крепко(накрепко)

2) из(под)

3) Ну( и) ну

4) Ах (ах)

5) еле (еле)

6) (кое) как

7) ой (ой)

8) из (за)

7.Выводы: Итак, вернемся к нашему проблемному вопросу: почему междометие – особая часть речи?

8. Рефлексия: работа с картой деятельности. Заполните карту деятельности.

Что нового узнали?

Какой вид работы заинтересовал?

Какую оценку бы поставил каждый из вас  себе за работу на уроке?

Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?

9. Мои чувства. Мой настрой.


Источник: http://pandia.ru/text/80/348/88023.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Междометие - служебная часть речи или самостоятельная? Как в домашних условиях поднять брови


Междометие это самостоятельная часть Междометие это самостоятельная часть Междометие это самостоятельная часть Междометие это самостоятельная часть Междометие это самостоятельная часть Междометие это самостоятельная часть Междометие это самостоятельная часть Междометие это самостоятельная часть Междометие это самостоятельная часть

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ